С первых же дней оккупации солдаты вермахта совершали множество убийств мирных жителей. Убивали пытавшихся спрятаться… Убивали тех, кого подозревали в связи с партизанами и подпольщиками… Убивали и без какой-то причины.
Даже в тех населенных пунктах, где не было расправ, население жило в ежедневном страхе за свою жизнь
Одним из самых первых военных преступлений, совершенных вермахтом на территории Брянщины, стал расстрел мирных жителей небольшой лесной деревушки Хацунь в Карачевском районе.
На протяжении октября 1941 г. в брянских лесах было много отрядов красноармейцев, пытавшихся выйти из окружения. Немцы вели за ними охоту. 24 октября немецкая конная разведгруппа 156-го артиллерийского полка из шести человек наткнулась на окраине деревни Хацунь на красноармейский отряд. Часть солдат была переодета в гражданскую одежду. В перестрелке было убито три немецких солдата.
В час ночи к Хацуни было направлено три отряда солдат 156-го артиллерийского полка, которые, захватывая всех встречавшихся на пути, кольцом окружили деревню. При обыске в некоторых домах были обнаружены вещи убитых и спрятанное оружие.
Немецкий обер-лейтенант отдал приказ расстрелять жителей. Расстреляли 68 мужчин, 60 женщин и 60 детей. Расстрел детей немецкий офицер обосновывал так: «По причине того, что бόльшая часть детей была в возрасте от 2 до 10 лет, их не захотели оставлять предоставленными самим себе». Командир 56-й пехотной дивизии, которая несла охрану порядка в Брянске, генерал-лейтенант Карл фон Овен, получивший рапорт, расстрел детей одобрил.
Первое известие об этой трагедии и количестве погибших было опубликовано 22 ноября 1941 г. в небольшой заметке в ежедневной фронтовой газете «На разгром врага». Заметка была подписана поэтами, военными журналистами Сергеем Наровчатовым и Михаилом Лукониным.
В приложении к ответу на письмо Брянского облисполкома от 14 июля 1971 г. председателя Карачевского райисполкома М. Новикова приводится цифра 318 человек, которая фигурирует во всех послевоенных публикациях и книгах о Хацуни. Только в 2011 г. Федеральный военный архив во Фрайбурге в Германии передал рапорт немецкого офицера, командовавшего расстрелом, в котором названа другая цифра— 188 человек.
Памяти мирных жителей Брянщины, уничтоженных нацистами, посвящен мемориальный комплекс «Хацунь» – впечатляющее архитектурно-художественное сооружение. Это единственный в своем роде памятник сожженным деревням России.
В 2010 г. было принято решение о строительстве мемориала, который должен был отразить всю глубину произошедшей здесь трагедии. В сборе средств приняли участие самые широкие слои населения. Часть средств была выделена из фонда Президента Российской Федерации.
Самым святым местом комплекса является надгробие из красного гранита на братской могиле расстрелянных. На 28 облицованных серым гранитом стелах, выполненных в виде стилизованных обгоревших печных труб, высечены сведения о количестве мирных жителей, уничтоженных нацистами и угнанных в неволю, и сожженных деревень по каждому району Брянской области.
В центре мемориала возвышается бронзовая скульптура работы брянского скульптора А.А. Ромашевского с изображением старика, женщины и мальчика, обреченных на гибель. С восточной стороны комплекса построено монументальное здание музея.
В зале памяти экспонируется карта деревень Брянской области, сожженных нацистами в 1941–1943 гг. В размещенных в этом же зале информационных киосках представлены в электронном виде документальные материалы о зверствах нацистских оккупантов в 22 регионах России. В других залах музея отражена трагедия не только Хацуни, но и других сожженных деревень Брянщины и уничтоженного мирного населения. Открытие мемориального комплекса состоялось 25 октября 2011 г. – ровно через 70 лет после произошедшей трагедии.