Бόльшая часть Орловской области с 1941 по 1943 год находилась в оккупации.
8 восточных районов Орловской области (в границах 1937–1944 гг.) были в оккупации около одного месяца, 10 — более года, а остальные 46 — до 26 месяцев.
К началу августа 1941 г. германские, венгерские и финские войска вплотную приблизились к западным границам Орловской области.
3 октября был занят город Орел.
В городе были сосредоточены многочисленные карательные органы нацистов, которые принимали непосредственное участие в преступлениях против мирных жителей.
- Тайная полевая полиция.
- Государственная тайная полиция.
- Полевая жандармерия.
- Контрразведотдел.
5. Орловская военная гарнизонная комендатура.
- Сыскное отделение полиции Орловской городской управы (позднее называлось «Государственная уголовная полиция»).
- Управление городской стражи с тремя полицейскими участками.
Например, ведущим отделом государственной тайной полиции, занимавшимся всей оперативной, агентурно-следственной работой в Орле, была полиция государственной безопасности (СД).
При сыскном отделении русской полиции все время оккупации немцами Орла и пребывания в нем гестапо находилась так называемая следственная группа германской полиции государственной безопасности СД, которая вела главным образом дела на политических заключенных «особой» важности, изымая их из производства сыскного отделения полиции. Характер контрразведывательной работы, которую проводило в Орле гестапо, заключался в первый период времени главным образом в выявлении лиц, оставленных проживать в Орле с занятием его немцами, получивших задания советских разведывательных и контрразведывательных органов, коммунистов, подозреваемых в связях с партизанами и вообще проводящих антигерманскую деятельность, затем в выявлении настроений населения в связи с введением немцами так называемого «нового порядка».
В Орле действовала зондеркоманда (специальная команда) 7b СС (Sonderkommando 7b), она была создана в июне 1941 г., а расформирована 14 октября 1944 г. Действовала в зоне ответственности 2-й и 4-й армий. В Орле зондеркоманда 7b находилась с конца 1941 по начало 1942 г.
До войны, по данным переписи 1939 г., на территории Орловской области проживало 3 535 000 человек. После захвата значительной части Орловской области оккупационные власти организовали регистрацию сельского и городского населения как для организации производства (и в интересах своей армии, и в интересах удовлетворения самых необходимых потребностей населения), так и для налаживания продовольственного снабжения горожан (населению выдавались продовольственные карточки). В декабре 1941 г. Орловская полевая комендатура провела регистрацию жителей. По этим данным в Орле проживало 38 272 человек.
Британский журналист Александр Верт, который находился в СССР с июля 1941 по 1946 г. включительно в качестве корреспондента газеты “Sunday Times” и британской радиокомпании ВВС, вскоре после освобождения города в августе 1943 г. побывал в Орле.
Со слов очевидцев он так описывал эту страшную зиму:
«Зима 1941–1942 гг. была самой тяжелой. Люди сотнями умирали от голода. Позже они стали получать по 200 гр хлеба в день, если как-то работали на немцев. Старик (его фамилия Фомин) рассказал о страшном голоде в Орле. Длительное время населению вообще не выдавали никакого продовольствия, даже мизерного хлебного пайка. Проходя по улицам зимой 1941–1942 гг., люди спотыкались о тела упавших и тут же умерших. В ту зиму он с женой с большим трудом меняли свои пожитки на картофель и свеклу. Позже людям помогали выжить их огороды».
В период оккупации и в момент ухода из Орла нацисты полностью уничтожили здания и оборудование всех промышленных и коммунальных предприятий города, все сооружения и пути железнодорожного узла и сооружения трамвайного парка. Из 30 школ осталось годных к восстановлению всего лишь 5. Больницы и поликлиника, детские санатории были полностью уничтожены. Разрушены 2 металлических переездных моста через реки Оку и Орлик, кроме того, взорваны 9 деревянных мостов через реки и железнодорожные пути.
Превращены в груду развалин электростанция, здание центрального телеграфа и радиоузла, банно-прачечный комбинат, городская и железнодорожная бани, сооружения горводопровода и канализации, театры, железнодорожный дом культуры, дом пионеров, библиотеки и сотни многоэтажных домов, принадлежащих промышленным предприятиям, советским, кооперативным, общественным организациям, а также жилые дома.
Только в последние пять дней своего пребывания немцы угнали из города Орла в Германию 14 тысяч человек населения, главным образом, молодежь.
По данным НКВД 1943 года, за период своего пребывания в городе нацистами убито и замучено около 12 тысяч человек мирного населения: стариков, женщин и детей. В Орле, в корпусах тюрьмы и во дворе, а также на площади, обнесенной колючей проволокой, немцы организовали лагерь военнопленных и мирных жителей, арестовываемых органами жандармерии и гестапо. В этом лагере создали невыносимый режим, в результате которого тысячи людей умирали с голоду, сотнями расстреливали. Было обнаружено место, где зарыты трупы. По рассказам очевидцев, там закопано около 5000 расстрелянных и умерших с голоду военнопленных и мирных жителей.
В районе кирпичного завода – по Карачевскому шоссе, в километре от города Орла, во рвах, образовавшихся от обвала печей Гофмана, были обнаружены сотни трупов, расстрелянных немцами.
В районе Медведевского леса, в 7 км от Орла, обнаружены места, где зарыты сотни расстрелянных.
В районе леса Старая Гать, в окопах и траншеях, около 2000 трупов расстрелянных мирных жителей.
В районе Некрасовского детдома, в 7 км от Орла, имелся лагерь гестапо. Вокруг этого лагеря обнаружены места массового расстрела. Очевидцы показывают, что в этом лагере производились ужасные пытки, вплоть до кастрирования людей.
Немецкое командование – комендант гарнизона, генерал-майор Гаман за несколько дней до бегства из Орла издал специальный приказ, по которому все население от 14 до 55 лет подлежало явке в лагеря военнопленных и оттуда угону колоннами. Лица, не желающие явиться добровольно, полицией и жандармерией вылавливались и под силой оружия загонялись в лагеря, откуда угонялись в неизвестном направлении.
Вся женская молодежь, 1917–1926 гг. рождения, немцами через биржу труда отправлялась в Германию. Население от этой каторги разбегалось. 28 мая 1943 года командующий Орловским административным округом — генерал-майор Гаман издал приказ, чтобы скрывавшаяся женская молодежь в селах вылавливались органами полиции и стражи и под силой оружия направлялась в Германию. По неполным данным, из города Орла и Урицкого, Кромского, Сосковского районов угнано в Германию более 20 000 женщин.