x

Многочисленные преступления нацистов и их пособников, выявленные и обнародованные в ходе Нюрнбергского процесса, воистину поражают воображение. Всё, что только можно было изобрести запредельно жестокого, антигуманного и античеловеческого, было включено в арсенал фашистов. Это и варварские методы ведения войны, и жестокое обращение с военнопленными, грубо нарушающие все ранее принятые в этих сферах международные конвенции, и угон в рабство населения оккупированных территорий, и целенаправленное уничтожение с лица земли целых городов и деревень, и изощренные технологии массового уничтожения.

Мир потрясли озвученные в ходе процесса факты об изуверских опытах над людьми, о массовом использовании спецпрепаратов умерщвления «Циклон А» и «Циклон Б», о так называемых душегубках-газвагенах, газовых «банях», работающих без остановки днем и ночью мощных кремационных печах.

Нацисты, считая себя единственной избранной нацией, имеющей право вершить судьбы других народов, создали целую «индустрию смерти». Лагерь смерти в Аушвиц-Биркенау, к примеру, был рассчитан на истребление 30 тысяч человек в день, Треблинка – на 25 тысяч, Собибор – на 22 тысячи и так далее. Всего же через систему концлагерей и лагерей смерти прошли 18 миллионов человек, около 11 миллионов из которых были зверски уничтожены.

Г. Геринг и Р. Гесс на скамье подсудимых

Всем подсудимым уже 18 октября 1945 года, то есть более чем за месяц до начала судебного разбирательства, было вручено Обвинительное заключение с тем, чтобы они могли подготовиться к защите. Таким образом, основные права обвиняемых были соблюдены. Мировая печать, комментируя Обвинительное заключение, отмечала, что этот документ составлен от имени «оскорбленной совести человечества», что это не «акт мести, а торжество справедливости», перед судом предстанут не только главари нацистской Германии, но и вся система фашизма. Это был в высшей степени справедливый суд народов мира.

КОГО И КАК СУДИЛИ

На скамье подсудимых оказалась почти вся правящая верхушка Третьего рейха – высшие военные и государственные деятели, дипломаты, крупные банкиры и промышленники:

Герман Геринг – рейхсмаршал, главнокомандующий военно-воздушными силами, рейхсминистр авиации.

Рудольф Гесс – рейсляйтер, заместитель А. Гитлера по партии НСДАП.

Иоахим фон Риббентроп – рейхсминистр иностранных дел в 1938-1945 гг.  

Вильгельм Кейтель – генерал-фельдмаршал, начальник штаба Верховного командования вооруженных сил.

Эрнст Кальтенбруннер – начальник Главного управления имперской безопасности.  

Альфред Розенберг – уполномоченный А. Гитлера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП, рейхсминистр восточных оккупированных территорий в 1941-1945 гг.

Ханс Франк – президент Академии германского права, генерал-губернатор Польши.

Вильгельм Фрик – рейхсминистр внутренних дел в 1933 – 1943 гг., рейхспротектор Богемии и Моравии в 1943 – 1945 гг.  

Юлиус Штрайхер – гауляйтер Франконии в 1933-1940 гг.

Вальтер Функ – рейхсминистр экономики в 1938 – 1945 гг., генеральный уполномоченный по вопросам военной экономики, президент Рейхсбанка в 1939-1945 гг.

Карл Дёниц – гросс-адмирал, главнокомандующий военно-морскими силами Третьего рейха в 1943 – 1945 гг., рейхспрезидент и главнокомандующий вооруженными силами Третьего рейха с 30 апреля по 23 мая 1945 г.  

Эрих Редер – Главнокомандующий военно-морскими силами Третьего рейха в 1935 – 1943 гг.

Бальдур фон Ширах – рейхсюгендфюрер Гитлерюгенда в 1931 – 1940 гг., гауляйтер Вены в 1940-1945 гг

Эрнст Фридрих Кристоф Заукель – рейхсштатгальтер и гауляйтер Тюрингии, Генеральный уполномоченный по использованию рабочей силы и комиссар по рабочей силе в управлении четырехлетнего плана.

Альфред Йодль – начальник оперативного управления Верховного командования вооруженных сил Третьего рейха.

Артур Зейс-Инкварт – Заместитель генерал-губернатора в 1939-1940 гг., рейхскомиссар Нидерландов в 1940-1944 гг.

Альберт Шпеер – рейхсминистр вооруженной и военной промышленности в 1942-1945 гг.

Константин фон Нойрат  – рейхсминистр иностранных дел в 1932 – 1938 гг.

Ханс Фриче – начальник отдела радиовещания министерства народного просвещения и пропаганды в 1942-1945 гг.

Ялмар Шахт – рейхсминистр экономики в 1934-1937 гг., президент Рейхсбанка в 1933 – 1939 гг.

Роберт Лей (повесился в камере до начала процесса) – руководитель Германского трудового фронта.  

Густав Крупп (был признан неизлечимо больным, его дело было приостановлено)– владелец и руководитель концерна «АГ Крупп».

Мартин Борман (судился заочно, т. к. скрылся и не был найден) –  начальник партийной канцелярии НСДАП.

Франц фон Папен – вице-канцлер в 1933-1934 гг., посол в Австрии в 1934-1938 гг.

Не было в зале суда только самых высокопоставленных главарей нацизма – Гитлера, Геббельса и Гиммлера, которые покончили жизнь самоубийством еще во время штурма Берлина Красной Армией.

Обвиняемые являлись участниками всех крупных внутри- и внешнеполитических, а также военных событий с момента прихода Гитлера к власти.

Подсудимым была представлена широкая возможность осуществлять защиту от предъявленных им обвинений: все они имели адвокатов, им предоставлялись копии всех документальных доказательств на немецком языке, оказывалась помощь в розыске и получении необходимых документов, доставке свидетелей, которых считали нужным вызвать защитники.

И. фон Риббентроп, Б. фон Ширах, В. Кейтель, Ф. Заукель на скамье подсудимых

 Однако обвиняемые и их адвокаты с самого начала процесса взяли курс на то, чтобы доказать юридическую несостоятельность Устава Международного военного трибунала. Стремясь избежать неотвратимого наказания, они пытались переложить всю ответственность за совершенные преступления исключительно на Адольфа Гитлера, СС и гестапо, выдвигали встречные обвинения в адрес государств – учредителей трибунала. Характерно и показательно, что ни у одного из них не возникло ни малейших сомнений в своей полной невиновности.

ЧТО РЕШИЛ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ

После кропотливой и скрупулезной работы, продолжавшейся почти год, с 30 сентября по 1 октября 1946 года оглашался Приговор международного суда.

В нем были проанализированы основные принципы международного права, нарушенные нацистской Германией, аргументы сторон, дана картина преступной деятельности фашистского государства на протяжении более чем 12 лет его существования. Международный военный трибунал признал всех подсудимых (за исключением Шахта, Фриче и фон Папена) виновными в осуществлении заговора с целью подготовки и ведения агрессивных войн, а также в совершении бесчисленных военных преступлений и тягчайших злодеяний против человечности.

К смертной казни через повешение были приговорены 12 нацистских преступников: Геринг, Риббентроп, Кейтель, Кальтенбруннер, Розенберг, Франк, Фрик, Штрейхель, Заукель, Йодль, Зейсс-Инкварт, Борман (заочно). Остальные получили различные сроки тюремного заключения: Гесс, Функ, Редер– пожизненно, Ширах и Шпеер – 20 лет, Нойрат – 15 лет, Дёниц – 10 лет.

Трибунал также признал преступными руководящий состав национал-социалистской партии, СС, СД и гестапо. Таким образом, даже приговор, согласно которому только 11 подсудимых из 21 были приговорены к смертной казни, а трое вообще были оправданы, наглядно показал, что правосудие не было формальным и ничего заранее не предрешалось.

При этом член международного суда от СССР – страны в наибольшей степени пострадавшей от рук нацистских преступников – генерал-майор юстиции И.Т. Никитченко в Особом мнении заявил о несогласии советской стороны суда с оправдательным приговором трем подсудимым. Он высказался за смертную казнь в отношении Р. Гесса, а также выразил несогласие с решением о непризнании преступными организациями нацистского правительства, Верховного командования, Генштаба и СА.

Ходатайства осужденных о помиловании были отклонены Контрольным Советом по Германии, и в ночь на 16 октября 1946 года приговор о смертной казни был приведен в исполнение (незадолго до этого Геринг покончил жизнь самоубийством).

Важно подчеркнуть, что целью международного процесса в Нюрнберге было осуждение нацистских лидеров – главных идейных вдохновителей и руководителей неоправданно жестоких акций и кровавых бесчинств, а не всего германского народа.

ПРИЗНАЁТЕ ВЫ СЕБЯ ВИНОВНЫМИ?

На вопрос, заданный обвиняемым в самом начале Нюрнбергского процесса: «Признаете ли вы себя виновными?», все обвиняемые, как один, ответили отрицательно. Но и спустя почти год – время, вполне достаточное для переосмысления и переоценки своих действий – они не изменили своего мнения.

«Я не признаю решения этого судилища: Я продолжаю быть верным нашему фюреру», – заявил в своем последнем слове на суде Геринг.

«Подождем лет двадцать. Германия поднимется вновь. Какой бы приговор ни вынесло мне это судилище, я буду признан невиновным перед ликом Христа. Я готов повторить все еще раз, даже если это означает, что меня сожгут живьем», – эти слова принадлежат Р. Гессу.

За минуту до казни Штрейхель воскликнул: «Хайль Гитлер! С Богом!». Ему вторил Йодль: «Я салютую тебе, моя Германия!».

В ходе процесса осуждению подвергся и воинствующий германский милитаризм, который был «сердцевиной нацистской партии настолько же, как и сердцевиной вооруженных сил». Причем, важно понимать, что понятие «милитаризм» отнюдь не связано с профессией военного. Это явление, которое с приходом нацистов к власти пронизывало все немецкое общество, все сферы его деятельности – политическую, военную, социальную, экономическую.

ЧТО ТАКОЕ НАЦИЗМ?

В подтверждение мысли о развращающем действии нацизма на умы и мораль простых немцев, солдат и офицеров вермахта можно привести один, но весьма характерный, пример. В документе № 162, представленном международному суду СССР, захваченный в плен немецкий обер-ефрейтор Лекурт в своих показаниях признавался в том, что он только за период с сентября 1941 г. по октябрь 1942 г. лично расстрелял и замучил 1200 советских военнопленных и мирных граждан, за что досрочно получил очередное звание и был награжден «Восточной медалью». Самое страшное состоит в том, что он совершал эти зверства не по приказу вышестоящих командиров, а, по его же собственным словам, «в свободное от работы время, ради интереса», «ради своего удовольствия». Разве это не лучшее доказательство вины нацистских лидеров перед своим народом?!

Для подготовки статьи использована информация с сайта Министерства обороны РФ