Во время оккупации в годы Великой Отечественной войны гитлеровские каратели и их пособники творили чудовищные зверства над советскими военнопленными и мирными жителями. Причем мучительным истязаниям подвергались и дети. Нацисты издевались над детьми всех возрастов, казнили их, нередко вешали даже грудных младенцев. Особым мучениям подвергали тех, кого подозревали в помощи партизанам.
Советские партизаны, казненные в Луге.
Распространенным видом казни для устрашения было повешение на городской площади или главной улице.
Повешенные в Харькове на балконе административного здания советские партизаны. Трофейная фотография, захвачена в марте 1943 года на Миус-фронте у деревни Дьяковка. Надпись по-немецки на обороте: «Харьков. Повешение партизан. Устрашающий пример для населения. Это помогло!!!».
Для этого либо устанавливались помост и виселица, либо использовались столбы электропередач и высокие мосты, балконы на зданиях.
Советские граждане, повешенные немцами в городе Харьков. Надпись на табличках — «Наказание за взрывы мин».
Нацисты не только казнили мирных жителей, но затем фотографировали места казни и носили такие фотографии с собой.
Советские партизаны, повешенные на мосту под Оршей. 1941-1942 гг.
Снимок повешенных партизан был опубликован в советской печати в мае 1942 г. с указанием: «Отобран у пленного немецкого солдата».
На шею повешенным вешали таблички, которые должны были внушать страх всем, кто видел это.
Советские партизаны, повешенные немцами на набережной имени Ленина в Ялте. На снимке – казненные участники молодежной подпольной группы Надежды Лисановой (расстреляна 24.02.1942 г.): Михаил Долгополов, Леонид Едыгаров, Владимир Пискунов, Леонид Финошин.
На табличках делались такие надписи:
- «Я партизан».
- «Я убийца немецких солдат и полицейских».
- «Он помогал партизанам».
- «Мы партизаны, которые получили следуемое нам наказание».
- «Так кончает партизан и тот который ему помогает».
- «Здесь повешены агенты евреев и партизан Петров Иван и Рыжов Николай. Такая участь постигнет всех, кто будет содействовать жидам и партизанам».
- «Мы партизаны, стрелявшие по германским войскам».
- «Мы – бандиты, мы не только немецких солдат, но и русских граждан убивали и разграбивали».
Фотография с сайта «Военный альбом»
Советские партизаны Трофим Федорович Апанасевич (1906-1942) и Николай Моисеевич Дробиленко (1910(12)-1942), повешенные 8.03.1942 г. в Феодосии. Казнь партизан проходила у перекрестка улиц Свердлова (ныне — Русская) и Галерейная, на заднем плане – здание аптеки (современный адрес ул. Русская, 2/ул. Галерейная, 6). Современная музейная площадь.
Повешенные советские граждане, подозреваемые немцами в связи с партизанами.
Немецкие солдаты превращали сооружение виселицы в развлечение, они подтягивались на петлях, проверяя их прочность.
Немецкие солдаты проверяют прочность виселицы перед казнью пяти молодых людей (предположительно партизан) у города Велиж Смоленской области. Снимки найдены у немецкого офицера, убитого в районе Яропольца (северо-западнее Волоколамска). Источник информации о фото: Газета «Правда» №37 от 06 февраль 1942 года
Нередко нацисты фотографировались на фоне казненных.
Фотография с сайта «Военный альбом»
А иногда они запрещали фотографировать.
Тела повешенных советских партизан и табличка «Фотографировать запрещено! («Fotografieren verboten!»). На другой табличке написан немецкий текст и перевод на русский: «Мы — бандиты, мы не только немецких солдат, но и русских граждан убивали и разграбивали».
Нацистам не нужны были доказательства помощи партизанам. Достаточно было небольшого подозрения, чтобы казнить мирных жителей.
Советские партизаны Иван Петров и Николай Рыжов, повешенные в деревне оккупированного немецкими войсками Краснодарского края.
Надпись на прибитом к дереву плакате: «Здесь повешены агенты евреев и партизан Петров Иван и Рыжов Николай. Такая участь постигнет всех, кто будет содействовать жидам и партизанам».
Нацисты не просто совершали жестокие казни, но и глумились над телами погибших.
Немецкий солдат пинает тело повешенного советского партизана.
Надпись на табличке на немецком и русском языке: «Он партизан / был против немецкой армии» (на немецком языке — «работал против германского вермахта»).