В ходе карательной операции 27 мая 1942 года здесь были жесточайшим образом убиты сотни мирных жителей. Этот кровавый след оставили венгерские воинские части – мадьяры.
Накануне полицейские сообщили, что в деревни приходили партизаны.
Отношение нацистов к советским гражданам, оказывающим помощь партизанам, всегда было беспощадно жестоким. Еще в 1941 году Гитлер заявил: «Партизанская война имеет свои преимущества: она дает нам возможность истреблять то, что восстает против нас».
В приказах и инструкциях гитлеровское командование требовало применять массовый террор, чтобы запугивать местное население, усмирять его. Так, в приказе от 16 сентября 1941 года генерал-фельдмаршал Кейтель пояснял: «При этом следует иметь в виду, что человеческая жизнь в странах, которых это касается, абсолютно ничего не стоит и что устрашающее воздействие возможно лишь путем применения необычной жестокости».
О расправе мадьяр с жителями поселка Сечка рассказала Екатерина Григорьевна Хинелева, оставшаяся в живых:
«27 мая 1942 года после перестрелки с партизанами мадьяры, озверев, тащили убитых на носилках. Со стороны леса на белом коне ехал всадник, похоже их главный, а за ним его бандитское войско. Мадьяры, окружив поселок, начали поджигать дома, а часов в 11 начали облаву. Людей вытаскивали из окопов, подвалов, сараев. Всех согнали в ров возле моста, там мы пролежали до пяти часов вечера. Потом мадьяры погнали нас на мост и стали расстреливать. Это длилось около часа. Я почувствовала, что ранена в бедро и ногу. Стрельба прекратилась с приближением вечера. Помню деда Андриана Быкова, который с разорванным животом и вывалившимися кишками, закурив, сильно ругался на убийц и просил его пристрелить, но мадьяры не исполнили его последнюю просьбу».
Мемориал в Сечке Брянской области
Жители соседнего сел пытались спастись в лесу. Венгерские оккупанты многих нашли и расстреляли.