x

«1942. В этот год на Рождество Христова иконы из монастыря не было», – это дневниковая запись священника храма Владимирской Божьей Матери Василия Ивановича Лирина в деревне Лисьё Печорского района Псковской области о праздновании Рождества во время нацистской оккупации. Храм до Великой Отечественной войны не был закрыт, поскольку в 1920 году в соответствии с Тартуским договором село Лисьё перешло в состав Эстонской Республики. Церковь продолжала работать и во время нацистской оккупации, а ее настоятель с 1927 по 1945 вел дневник, куда записывал сведения о жизни православного прихода, политических событиях, о жизни конкретных людей, своих переживаниях, погоду, урожае. Описал священник и события Великой Отечественной войны с начала до завершения.

Русская православная церковь в годы Второй мировой войны встала на сторону советского народа и разделила его судьбу. В оставшихся после антирелигиозной политики сотне храмах возносились молитвы о даровании победы над нацистами. Эти молитвы сопровождались патриотическими проповедями, в которых верующие призывались не только молиться о победе, но и сражаться и трудиться для нее.

«Немцы стоят большим фронтом, но Ленинграда еще не взять. Видимо, он укреплен, вооружен и имеет много человеческой силы. Мне думается, что этот год будет ужасней всех годов», – продолжал свои записи Василий Лирин в 1942-м. – «В церкви недохватка в свечах, масле и просфорах. Зиму 1941 и 1942 годов провели с маленькой коптильней. Выменял своего живого петуха на 5 фунтов керосина, только этим и освещались. В продаже нет ничего. Копен нет, материй тоже, гвоздей, железа, масла, круп, вообще, нет ничего. Сахару в январе выдали на человека по 400 грамм, так что кипяток (чая нет) пьешь без сластей. Сейчас выдают на месяц по 2 коробки папирос и несколько коробок спичек. Слышно, что выдадут водки. Дрожжи в большой цене, ибо, у кого есть много хлеба, то выгоняют самогон. В Великом Посту причастников будут принимать в субботу, а воскресенье приобщать.

Рождество Христово служили ([1942 года]) служили по старому стилю, а Крещение пришлось служить не во вторник, а воскресенье перед Крещением, ибо праздники, которые случатся в будние дни, переносятся на близлежащее воскресенье.

Общие собрания не разрешены. Приходской совет функционирует прежний. Килограмм необделанного воска стоит 1000 рублей, так что свечки дорожают и стоят 6–10 рублей».

5 апреля 1942 года было объявлено в приказе военного коменданта Москвы о разрешении беспрепятственного движения по городу всю пасхальную ночь «согласно традиции», а 9 апреля в Москве впервые за многие годы состоялся крестный ход со свечами. На это время пришлось даже приостановить действие закона о чрезвычайном положении.

«Конец 1942 г. Год был тяжелым, всюду кровь, стенание и вопли, недостаток в еде, одежде и обуви. Война, как мне думается, еще в середине и нет проблеска мира. Нет ни одного человека, который бы ни выкрикивал слово «мира!». Мир опутан сатанистскими тенями. Злоба и ненавсить человека к человеку», – отмечал Лирин.

Фото священника военных лет

Печорский район был освобожден от оккупантов только в августе 1944-го. В дневнике Лирина читаем: «Мира нет, льется кровь. Погода теплая. Рождество Христово праздновали по старому стилю. На Рождество подошел мороз 5°, а дня через 2–3 опять тепло. Крещение Господне разрешили праздновать по старому стилю, а освящение воды совершал в храме, так как крестный ход на озеро не разрешили. В Крещение Господне горели острова, направлением на Осотно. До Сретения Господня погода стоит в среднем на 0°. С 2-го февраля пошли небольшие морозы. Церковная служба идет своим чередом… Народ бедствует от того, что не стало обувм, трудно достать подошву. Белья тоже не достать, донашиваем старое, а нового не купить. Газет нет, и где военные действия – не могу сказать. 1944 год прогнил в битвах. Среди прихожан много убитых. В наших краях ходит много бедных из СССР и именем Христа просят хлеба…»

Печорский район 16 января 1945 года вошел в состав РСФСР. «С 9/I – 14/I посетили наш приход иконы из монастыря «Спасителя» и «Успения». Службы совершались ежедневно. Богослужения совершаются без перебоя», – записал в дневнике священник Лирин.

Собственно освещением Великой Отечественной войны дневник и завершается. Хотя есть в нем и еще одна запись, датированная 1978 годом:

«Запись моя началась в 1927 году, когда меня посветил и на пост служения церкви Лисейской Владимирской Богородицы. 1912 года я окончил Лисейскую приходскую школу трехклассную. Сын рыбака. Рыбачил на разных работах. Наступил 1978 год, покуда стою на своемпосту. Выполняю требы прихожан».