x

Система оккупационного управления на захваченной вермахтом территории Советского Союза начала складываться уже в июле-августе 1941 г. и имела особенности, связанные с целым рядом факторов. Среди них: близость или удаленность от линии фронта, численность жителей, специфика хозяйственного развития города или района. На территориях, находившихся близко к линии фронта военное управление сохранялось весь период оккупации. Вся полнота власти принадлежала немецким военным: фельдкомендатурам (Feldkommendatur) и местным комендатурам (Ortskommendatur / Standortkommеndantur). В их обязанности входило расквартирование и снабжение немецких войск, выполнение приказов немецкого командования, формирование вспомогательной полиции и гражданских административных учреждений. Местные комендатуры подчинялись полевым комендатурам и охранным дивизиям, и возглавляли их офицеры вермахта.

Единой местной гражданской администрации и унифицированного управления оккупированные области РСФСР не имели. Все бывшие советские органы на оккупированной территории были распущены, общественные организации – запрещены. Советское административно-территориальное деление было заменено на округа, районы, уезды и волости, нередко с переименованиями. Местное гражданское управление занимало вспомогательное место, так как с точки зрения нацистов оно не являлось носителем «государственной власти».

Коллаборационистские органы власти на оккупированной территории, изображение №1

Система гражданских административных структур отталкивалась от введенного оккупантами административно-территориального деления. Округ возглавлялся окружной управой и обер-бургомистром, город – городским управлением (управой) и бургомистром (городским головой), район – районной управой и старшиной (начальником, бургомистром) района, волость – волостной управой и старшиной волости.

Местная гражданская администрация не только подчинялась немецким комендантам, но и назначалась ими. Как правило, комендатура распоряжалась назначениями и зарплатами на высокие городские управленческие должности, а бургомистр назначал на нижестоящие должности.

Коменданты всячески стремились призвать местное население к сотрудничеству с немцами, выпуская листовки, убеждающие жителей в разрушительной роли прежних властей. Например, во Пскове было распространено такое воззвание:

«ЖИТЕЛИ ГОРОДА ПСКОВА!

Ужасно было наследство, оставленное нам большевистской властью. Когда большевикам стало ясно, что Германский меч несет конец их владычеству, они не постеснялись обратить Псков в пепел и развалины. Тысячи жителей города остались без крова и потеряли свои последние остатки имущества под тлеющими развалинами.

Благодаря помощи Германской Армии и многих сознательных граждан нам удалось очистить город от мусора и грязи. Но еще каждый из вас в отдельности может многое сделать в городе, на улицах, во дворах, в квартирах, и не в последней степени, в отношении одежды, придав ей чистый и опрятный вид. Это необходимо для здоровья наших детей, для будущего народа и, наконец, это должно стать нашей обязанностью освободиться от большевизма».

Коллаборационистские органы власти на оккупированной территории, изображение №2

Центральной фигурой местной гражданской администрации был глава городского управления (городской голова) или бургомистр. Так же как и коменданты, они неоднократно менялись. В обязанности бургомистра входили выполнение приказов и распоряжений немецких властей, поддержание порядка, организация полиции, сбор оружия, регистрация населения, запрет собраний и демонстраций, восстановление работы инфраструктуры и учреждений, таких как больницы, школы, рынки, столовые, магазины и пр. Бургомистр являлся административным руководителем всех чиновников городской управы.

Городские, районные и волостные управы выполняли разнообразные функции в соответствии с их направлениями деятельности: нормативно-правовое регулирование; хозяйственно-экономическая; культурно-просветительская; информационно-пропагандистская; учетно-статистическая; правоохранительная; социальная защита и организация здравоохранения. Таким образом, структура и функции местных управ отражают задачи, возложенные на эти учреждения оккупантами в интересах вермахта.

На оккупированной территории в разных населенных пунктах отделы управ отличались по названию и структуре, но основной перечень был везде стандартным. Как правило, создавались: административный, финансовый, промышленный, торговый, транспортный, земельный, жилищный, дорожный, строительный, коммунальный, просвещения, здравоохранения и пр. Нередко объединялись жилищный и строительный, полицейский и пожарный. Как отдельная структурная единица могли быть карточное или пропускное бюро. Структура отделов и их количество зависели от численности жителей населенных пунктов, специфики хозяйствования и развития отраслей экономики. Например, Псковское городское управление состояло из отделов: торгового, финансового, дорожного, жилищного, топливного, пожарного, строительно-технического, народного образования, землеустройства, карточного бюро.

Сохранившиеся архивные документы свидетельствуют не только о работе городских управлений, но и о тех условиях, в которых выживали оставшиеся в городах жители. Например, документы жилищного отдела Псковской управы описывают условия жизни тех, кто вынужденно остался в городе. Они рисуют картины ужасающего быта горожан.

Например: «занимает комнату в 15 м. за которую вследствие болезни (чахотка в последней стадии) не уплачено за два месяца в сумме 38 руб. 96 коп. Сама лежит больная уже 7 месяцев не вставая с кровати. Ранее существовала продажей своих вещей, теперь она не имея уже что-либо продать. Живет помощью добрых людей, кто что даст. Сама настолько слаба и плоха, что не может даже говорить. По словам соседей, питается почти одной водой. Близких родных, кроме брата никого не имеет. Брат работает плотником в г. Гдове и не имеет свою семью и помощь оказать не может. Обстановка в квартире самая бедная. Нуждается в оказании немедленной помощи. Евдокимова до болезни работала уборщицей на жел. дороге, где и простудилась».

Или: «Гр-ка Вихрова живет с тремя детьми, муж ее Травников Иван расстрелян в конце 1942 г. по распоряжению германских властей. За что расстреляли ее мужа, Вихрова А. не знает. т.к. последнее время она с ним не жила. Служил Травников Ив. в последнее время в полицейской школе. Вихрова занимает со своей семьей одну комнату в 17 кв. метров, платит за нее 20 руб. 60 коп. в месяц. Обстановка квартиры очень бедная. Содержать семью в четыре человека ей очень трудно, тем более, что она не может иметь постоянную работу из-за слабого здоровья».

Жилищные отделы занимались распределением жилья гражданам, оставшимся в оккупированных городах. Подавляющее большинство местного населения было выселено из города в окрестные лагеря, чтобы разместить немецких солдат и офицеров. Те, кто остались, жили в самых ветхих и разрушенных домах. Они постоянно обращались в жилищный отдел с просьбой переселить их. Для получения жилья нужно было написать заявление и обосновать прошение.

Например, заявления в жилищный отдел Пскова перечисляют разнообразные причины. Как правило, это холод и увольнения: «моя комната очень холодная и нельзя топить печь, всё разрушилось»«ввиду сильного холода», «вода стоит на полу», «ранее я жила домработницей, сколька меня уволили, поэтому я теперь не имею жилплощади». Бомбардировки города тоже приводили к разрушениям: «квартира растряхнута ва время бамбешке, щыкатурка абвалилась». Но наиболее частая причина: «так как меня выселили немецкие солдаты».

Карточное бюро занималось распределением хлебных, продуктовых и топливных карточек, которые выдавались в первую очередь работающим гражданам. Заявления на топливные карточки отличались в зависимости от места проживания. Например, отдельную группу составляли заявления лиц, «проживающих на чужой площади». Заявления за 1943 г. в г. Пскове: «Прошу выдать мне топливную карточку, тк я живу в отдельной комнате и с особой печкой. На вольном рынке дров покупать не могу, потому что одинокая и мне 70 лет, заработка не имею. В прошлую зиму самоуправление дров выдало».

Система организации власти на оккупированной территории была двух типов. Первый тип – собственно германские органы управления, прибывшие с немецкой армией и выполнявшие в основном хозяйственно-распорядительные, контрольно-надзорные, политико-пропагандистские и карательные функции. Они были представлены военными комендатурами и полевой жандармерией. Второй тип – гражданские административные органы власти, формировавшиеся из местного населения, которые непосредственно осуществляли административное управление, поддерживали установленный «новый порядок» в захваченных районах. Городские власти действовали в условиях тотального контроля со стороны немецкой комендатуры. Все попытки организовать хотя бы слабое подобие самостоятельного местного управления наталкивалось на репрессии со стороны немецкого командования, дефицит ресурсов, недостаток кадров, массовый голод и болезни местного населения.