
Система оккупационного управления на захваченной вермахтом территории Советского Союза начала складываться уже в июле-августе 1941 г. и имела особенности, связанные с целым рядом факторов. Среди них: близость или удаленность от линии фронта, численность жителей, специфика хозяйственного развития города или района. На территориях, находившихся близко к линии фронта военное управление сохранялось весь период оккупации. Вся полнота власти принадлежала немецким военным: фельдкомендатурам (Feldkommendatur) и местным комендатурам (Ortskommendatur / Standortkommеndantur). В их обязанности входило расквартирование и снабжение немецких войск, выполнение приказов немецкого командования, формирование вспомогательной полиции и гражданских административных учреждений. Местные комендатуры подчинялись полевым комендатурам и охранным дивизиям, и возглавляли их офицеры вермахта.
Единой местной гражданской администрации и унифицированного управления оккупированные области РСФСР не имели. Все бывшие советские органы на оккупированной территории были распущены, общественные организации – запрещены. Советское административно-территориальное деление было заменено на округа, районы, уезды и волости, нередко с переименованиями. Местное гражданское управление занимало вспомогательное место, так как с точки зрения нацистов оно не являлось носителем «государственной власти».

Система гражданских административных структур отталкивалась от введенного оккупантами административно-территориального деления. Округ возглавлялся окружной управой и обер-бургомистром, город – городским управлением (управой) и бургомистром (городским головой), район – районной управой и старшиной (начальником, бургомистром) района, волость – волостной управой и старшиной волости.
Местная гражданская администрация не только подчинялась немецким комендантам, но и назначалась ими. Как правило, комендатура распоряжалась назначениями и зарплатами на высокие городские управленческие должности, а бургомистр назначал на нижестоящие должности.
Коменданты всячески стремились призвать местное население к сотрудничеству с немцами, выпуская листовки, убеждающие жителей в разрушительной роли прежних властей. Например, во Пскове было распространено такое воззвание:
«ЖИТЕЛИ ГОРОДА ПСКОВА!
Ужасно было наследство, оставленное нам большевистской властью. Когда большевикам стало ясно, что Германский меч несет конец их владычеству, они не постеснялись обратить Псков в пепел и развалины. Тысячи жителей города остались без крова и потеряли свои последние остатки имущества под тлеющими развалинами.
Благодаря помощи Германской Армии и многих сознательных граждан нам удалось очистить город от мусора и грязи. Но еще каждый из вас в отдельности может многое сделать в городе, на улицах, во дворах, в квартирах, и не в последней степени, в отношении одежды, придав ей чистый и опрятный вид. Это необходимо для здоровья наших детей, для будущего народа и, наконец, это должно стать нашей обязанностью освободиться от большевизма».

Центральной фигурой местной гражданской администрации был глава городского управления (городской голова) или бургомистр. Так же как и коменданты, они неоднократно менялись. В обязанности бургомистра входили выполнение приказов и распоряжений немецких властей, поддержание порядка, организация полиции, сбор оружия, регистрация населения, запрет собраний и демонстраций, восстановление работы инфраструктуры и учреждений, таких как больницы, школы, рынки, столовые, магазины и пр. Бургомистр являлся административным руководителем всех чиновников городской управы.
Городские, районные и волостные управы выполняли разнообразные функции в соответствии с их направлениями деятельности: нормативно-правовое регулирование; хозяйственно-экономическая; культурно-просветительская; информационно-пропагандистская; учетно-статистическая; правоохранительная; социальная защита и организация здравоохранения. Таким образом, структура и функции местных управ отражают задачи, возложенные на эти учреждения оккупантами в интересах вермахта.
На оккупированной территории в разных населенных пунктах отделы управ отличались по названию и структуре, но основной перечень был везде стандартным. Как правило, создавались: административный, финансовый, промышленный, торговый, транспортный, земельный, жилищный, дорожный, строительный, коммунальный, просвещения, здравоохранения и пр. Нередко объединялись жилищный и строительный, полицейский и пожарный. Как отдельная структурная единица могли быть карточное или пропускное бюро. Структура отделов и их количество зависели от численности жителей населенных пунктов, специфики хозяйствования и развития отраслей экономики. Например, Псковское городское управление состояло из отделов: торгового, финансового, дорожного, жилищного, топливного, пожарного, строительно-технического, народного образования, землеустройства, карточного бюро.
Сохранившиеся архивные документы свидетельствуют не только о работе городских управлений, но и о тех условиях, в которых выживали оставшиеся в городах жители. Например, документы жилищного отдела Псковской управы описывают условия жизни тех, кто вынужденно остался в городе. Они рисуют картины ужасающего быта горожан.
Например: «занимает комнату в 15 м. за которую вследствие болезни (чахотка в последней стадии) не уплачено за два месяца в сумме 38 руб. 96 коп. Сама лежит больная уже 7 месяцев не вставая с кровати. Ранее существовала продажей своих вещей, теперь она не имея уже что-либо продать. Живет помощью добрых людей, кто что даст. Сама настолько слаба и плоха, что не может даже говорить. По словам соседей, питается почти одной водой. Близких родных, кроме брата никого не имеет. Брат работает плотником в г. Гдове и не имеет свою семью и помощь оказать не может. Обстановка в квартире самая бедная. Нуждается в оказании немедленной помощи. Евдокимова до болезни работала уборщицей на жел. дороге, где и простудилась».
Или: «Гр-ка Вихрова живет с тремя детьми, муж ее Травников Иван расстрелян в конце 1942 г. по распоряжению германских властей. За что расстреляли ее мужа, Вихрова А. не знает. т.к. последнее время она с ним не жила. Служил Травников Ив. в последнее время в полицейской школе. Вихрова занимает со своей семьей одну комнату в 17 кв. метров, платит за нее 20 руб. 60 коп. в месяц. Обстановка квартиры очень бедная. Содержать семью в четыре человека ей очень трудно, тем более, что она не может иметь постоянную работу из-за слабого здоровья».
Жилищные отделы занимались распределением жилья гражданам, оставшимся в оккупированных городах. Подавляющее большинство местного населения было выселено из города в окрестные лагеря, чтобы разместить немецких солдат и офицеров. Те, кто остались, жили в самых ветхих и разрушенных домах. Они постоянно обращались в жилищный отдел с просьбой переселить их. Для получения жилья нужно было написать заявление и обосновать прошение.
Например, заявления в жилищный отдел Пскова перечисляют разнообразные причины. Как правило, это холод и увольнения: «моя комната очень холодная и нельзя топить печь, всё разрушилось», «ввиду сильного холода», «вода стоит на полу», «ранее я жила домработницей, сколька меня уволили, поэтому я теперь не имею жилплощади». Бомбардировки города тоже приводили к разрушениям: «квартира растряхнута ва время бамбешке, щыкатурка абвалилась». Но наиболее частая причина: «так как меня выселили немецкие солдаты».
Карточное бюро занималось распределением хлебных, продуктовых и топливных карточек, которые выдавались в первую очередь работающим гражданам. Заявления на топливные карточки отличались в зависимости от места проживания. Например, отдельную группу составляли заявления лиц, «проживающих на чужой площади». Заявления за 1943 г. в г. Пскове: «Прошу выдать мне топливную карточку, тк я живу в отдельной комнате и с особой печкой. На вольном рынке дров покупать не могу, потому что одинокая и мне 70 лет, заработка не имею. В прошлую зиму самоуправление дров выдало».
Система организации власти на оккупированной территории была двух типов. Первый тип – собственно германские органы управления, прибывшие с немецкой армией и выполнявшие в основном хозяйственно-распорядительные, контрольно-надзорные, политико-пропагандистские и карательные функции. Они были представлены военными комендатурами и полевой жандармерией. Второй тип – гражданские административные органы власти, формировавшиеся из местного населения, которые непосредственно осуществляли административное управление, поддерживали установленный «новый порядок» в захваченных районах. Городские власти действовали в условиях тотального контроля со стороны немецкой комендатуры. Все попытки организовать хотя бы слабое подобие самостоятельного местного управления наталкивалось на репрессии со стороны немецкого командования, дефицит ресурсов, недостаток кадров, массовый голод и болезни местного населения.