
Общеизвестно, что время нацистской оккупации советские граждане продолжали сопротивление. Партизаны, подпольщики боролись в городах, сёлах, лесах.
Одной из крупнейших акций советских партизан стала операция «Рельсовая война», основной удар которой пришелся на 3 августа – 15 сентября 1943 года.
План операции в интересах оказания помощи Красной Армии в успешном проведении Курской битвы был разработан в первой половине июля Центральным штабом партизанского движения. По замыслу, предусматривалось произвести одновременное разрушение железнодорожного полотна на основных коммуникациях противника, устраивать крушение поездов, взрывы мостов, разрушать станционные сооружения и средства водоснабжения. Это было нужно, чтобы затруднить перегруппировку и снабжение отступающих нацистских войск.
К проведению операции привлекались 167 партизанских бригад и отдельных отрядов (около 100 тыс. человек), которые действовали в тылу немецких армий «Юг», «Центр» и «Север».
Операция «Рельсовая война» принесла громадный успех. За этот период было уничтожено 1529 эшелонов и 115 мостов. Движение на железнодорожных магистралях сократилось на 71 %. Отдельные участки дорог были уничтожены полностью. По плану предусматривалось уничтожение 230 тысяч рельсов, что в целом составляло 1330 километров железнодорожных путей. Этот план был выполнен практически на 100 %.
К проведению этой операции по решению Центрального штаба партизанского движения, помимо белорусских партизан, привлекались ленинградские, калининские, смоленские, орловские и часть украинских партизан.
Но на успешные действия партизан нацисты ответили еще большими карательными акциями на временно оккупированных территориях Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской области.
Акты комиссий по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков фиксировали чудовищные преступления, которые продолжались не только летом и осенью 1943 года, но и вплоть до полного изгнания захватчиков с советской территории.
Ленинградская область
Акт Мгинской районной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков о преступлениях фашистов на территории Мгинского района
26 октября 1944 г.
«Осенью 1943 года в дер. Дубье Пожеревицкого района расстреляли старосту этой деревни Семенова за то, что он принимал партизан.
В сентябре месяце 1943 года в лесу у дер. Заречье Порховского района скрывалось много граждан, которых немцы задержали, загнали в один из домов, который подожгли, и все, в количестве 36 человек, граждане сгорели.
В октябре месяце 1943 года в дер. Бортниково Порховского района, пришли 5 человек партизан, которые обстреляли немцев и уехали. За появление партизан немцы в этой деревне расстреляли 70-летнего старика, гражданина в возрасте 58 лет и его 17-летнего сына и двух старушек».
Калининская (Тверская) область
Из акта о грабежах, зверствах и издевательствах немецко- фашистских оккупантов в деревне Трояново Бурашевского сельсовета Калининского района
«Немецко-фашистские изверги ворвались в деревню Трояново Бурашевского сельсовета (территория колхоза «Ударник») 14 октября 1943 года. Они творили неслыханные зверства и издевательства над невинными людьми, грабили и уничтожали имущество сельскохозяйственной артели и колхозников.
Юношу Николая Кузьмина немцы, подозревая участие его в партизанском отряде, избили, затем увели из деревни и начали зверски пытать, а потом расстреляли. При обнаружении трупа Николая Кузьмина оказалось, что бандиты, пытая его, отрезали часть носа и ухо».
Из акта Луковниковской районной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в Луковниковском районе Калининской области
17 января 1944 г.
«Гражданин деревни Высокое, Байгоровского сельского совета, Голованов Михаил Арсентьевич был расстрелян немцами за то, что при грабеже продуктов Голованова, спрятанных в яму, на бочках с зерном стояла пометка красным карандашом.
Этого было достаточно для бандитов, чтобы заподозрить в партизанстве Голованова и казнить его. Так Голованов был расстрелян при народе деревни. Боясь партизанских налетов, немецкие бандиты сожгли до основания хутор на территории колхоза «1-е Мая» Бабинского сельского совета, расположенного у лесов Госфонда.
Поджигая дом хутора, немцы заперли в него и заживо сожгли как партизан колхозников: Сергеева Кузьму Григорьевича и Годину Матрену Андреевну.
По подозрению в связи с партизанами немецкие палачи повесили гражданина дер. Борисово, Мелентьевского сельского совета, тов. Сысоева Ивана Григорьевича, расстреляли гражданина дер. Анисимиха, Ильигорского с/со вета, Головкина Алексея, гражданина дер. Байгорово, Байгоровского с/совета, тов. Царева Сергея Ивановича, лесника Малокошенского лесничества т. Николаева Петра Николаевича, служащего артели «Красный Ударник» — Короблева Ивана Петровича, учителя – тов. Белова Николая Михайловича, бригадира тракторного отряда Свердловской МТС – Максимова Григория Максимовича.
Даже 14-летнюю ученицу Колачеву Антонину Александровну, немцы заподозрили в связи с партизанами и арестовали ее, а затем угнали в штаб, расположенный в дер. Большое Капково, где она и была расстреляна.
Учительница – активистка Парамоновской начальной школы, Денежновского сельского совета, Лабздухова Александра Ильинична была расстреляна совместно с детьми Алексеем 16 лет и Клавдией 14 лет по подозрению в связи с партизанами. Учитель Алешкинской начальной школы – Волков Петр Васильевич в результате того, что школа была закрыта во время оккупации, занялся изготовлением лыж, немецкие варвары уличили тов. Волкова, что лыжи готовятся для партизан, обвинили в приеме у него дома партизан и в конечном счете тов. Волков был расстрелян немецкими оккупантами».
Орловская область
Протокол опроса жительницы д. Колькулевой В. И. Постниковой председателем комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков при Вышне-Залегощенском сельсовете Верховского района К. П. Полухиным о зверствах над жителями деревни
17 октября 1944 г.
Вопрос: Постникова Вера Ильинична, что Вы можете сказать, как и при каких обстоятельствах немецкие палачи казнили жителей Вашего колхоза?
Ответ: «В 1942 году 14 марта в ночь был сожжен немецкий склад боеприпасов. Утром 15 марта этого же года гитлеровские палачи выгнали из домов всех жителей и поставили в два ряда. Приехал немецкий жандарм и стал ходить по строю и спрашивать: «Кто сжег склад с боеприпасами? Кто есть в строю партизаны?» Но мы все молчали. Жандарм, фамилию которого я не знаю, приказал солдатам из строя взять несколько человек и казнить на глазах у всех жителей. Вывели из рядов восемь человек и стали отрубать руки, резать нос и уши. Как, например: у Ивановой Марии Всеволодовны, Цаплиной Веры Всеволодовны, Поляковой Анастасии Васильевны и др. Казнили также и детей: Иванова Всеволода Егоровича, 6 лет, Постникова Егора Ивановича, 9 лет, и др.
И всего было казнено 20 человек.
Колхозники стояли с закрытыми глазами. Не смотрели на весь этот ужас. И никто не сказал, где партизаны. Вот все, что я могу сказать о немецком зверстве над мирными жителями нашего колхоза».


«Он партизан, он против германской армии».
Орел, Первомайский сквер (ныне Сквер танкистов) 1941–1943 гг.