
В рамках реализации всероссийского проекта «Без срока давности», с целью увековечивания памяти жертв геноцида мирного населения в годы Великой Отечественной войны, к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю рассекретило архивные документы о злодеяниях на территории Крымского полуострова предателей Родины переводчиков тайной полевой полиции Альфреда Лампа и Эмиля Нурберга.
Рассекреченные протоколы допросов нацистов, а также свидетелей их преступлений – это прямые доказательства преступной деятельности карателей тайной полевой полиции против советских партизан, подпольщиков и простых мирных жителей населенных пунктов на территории нынешнего Ленинского района Республики Крым.
В архивных материалах подробно расписаны факты тайной слежки немецких спецслужб за подпольными организациями, арестов их членов, а также бесчеловечных избиений и истязаний людей на допросах, последующих расстрелов подпольщиков и партизан. В документах много информации и о деятельности тайной полиции нацистов в Херсонской и Запорожской областях.
С лета 1943 года тайная полиция немецко-фашистских захватчиков перебралась в Крым, сначала в Феодосию, затем в Старый Крым, а ее оперативные команды были в других крымских населенных пунктах и городах (в частности, в Джанкое, Судаке, Сейтлере (ныне Нижнегорский), Карасубазаре (ныне Белогорск)). Все эти передислокации, с адресами, фотографиями зданий и мест злодеяний подробно раскрыты в допросах обвиняемых, актах специальных следственных действий.
Среди самых «невинных» дел Альфреда Лампа и Эмиля Нурберга – сожжения домов и убийства партизан. Например, в ноябре 1943 года в деревне Спасовка Старокрымского района (ныне Кировский район), при прямом их участии был сожжен дом и убит партизан Гусев; также был подвергнут огню дом и двор жителя села Я.И. Кладовщикова, который ушел в партизанский отряд.
Кроме того, в архивных материалах содержатся многочисленные примеры пыток советских патриотов, и просто схваченных на улице людей, обвиненных в сотрудничестве с партизанами и подпольщиками. Также в документах советских органов безопасности имеются упоминания малоисследованной деятельности специальных групп разведки Красной Армии в Крыму, впервые названы некоторые имена разведчиков, например, Бориса Степановича Перепелицина («Борисов», «Орлов Борис»), рассказавшего о действиях группы Гайка Майдеросова (Гарика Мартиросяна)[1]. Кроме того, описаны активные действия советских партизан против нацистских оккупантов, особенно интересны подробности освобождения 27 марта 1944 г. в городе Старый Крым около 50 узников тюрьмы, обречённых нацистами на смерть. Есть в документах и многочисленные показания старокрымских партизан и родственников подпольщиков, которые позволяют уточнить некоторые детали борьбы крымских патриотов с немецко-румынскими оккупантами.
Все рассекреченные документы в настоящее время переданы историкам Крымского федерального университета им. В.И.Вернадского для изучения.
Для справки:
«Гехайме фельдполицай» (ГФП-312) – тайная полевая полиция немецко-фашистских оккупантов, полицейский исполнительный орган военной контрразведки в действующей армии. В мирное время не действовала. Руководящие установки получала от Управления «Абверзаграница», в состав которого входил специальный реферат ФПдВ (полевая полиция вооруженных сил), возглавляемая полковником полиции Крихабаумом.
Подразделения ГФП на советско-германском фронте были представлены группами под соответствующими номерами при штабах армейских группировок, армий и полевых комендатур, а также в виде комиссариатов и команд при корпусах, дивизиях и отдельных местных комендатурах. Официальный состав ГФП комплектовался из сотрудников гестапо и криминальной полиции. Тайная полевая полиция выполняла функции гестапо в зоне боевых действий, а также в ближайших армейских и фронтовых тылах.
[1] Архив УФСБ России по Республике Крым и Севастополю. Ф.100. Д. 35. Л.125-129.













