16 декабря 1941 года Красная Армия освободила от нацистов город Тверь. Тогда он назывался Калинин.
В него вошли гитлеровцы 14 октября. В городе на тот момент оставалось около 35 тыс. человек, остальные были эвакуированы.
В городе был назначен комендантский час с 16 вечера до 8 утра. Через реки Волгу и Тверцу переходить можно было исключительно по мостам, замеченные на льду расстреливались на месте. Партизан вешали, заподозренных в связи с ними публично расстреливали, оставляя тела лежать на месте казни. Граждан, показавшихся подозрительными, ссылали в лагеря и на принудительные работы. В конце октября немцы переселили всех жителей в центральную часть города и запретили ее покидать.
В течение двух месяцев нацисты убивали ни в чем не повинных мирных жителей, избили, уродовали, насиловали и сжигали их дома.
Первые потери среди гражданского населения Калининской области появились еще до прихода частей вермахта в западные районы и фиксировались уже после очищения территории от врага. Речь идет о людях, погибших от налетов немецкой авиации. Значительное количество жертв были жителями не подвергавшихся оккупации населенных пунктов. Расположенный на северо-востоке области Максатихинский район потерял 68 человек, находившийся вблизи передовой Лихославльский район – 96 мирных граждан.
ХРОНИКА НАЦИСТСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. ПО МАТЕРИАЛАМ СПРАВКИ УНКВД
…В дер. Напрудное Лебедевского с/совета Калининского района при отступлении 16 декабря 1941 года немцы выгоняли всех жителей из их домов. Пустые дома немецкие солдаты и офицеры обливали бензином и обкладывали соломой, затем поджигали их. Житель этой деревни колхозник Гаврилов Николай Гаврилович, 55 лет, отказался подчиниться приказу немцев, не выходил из своего дома. В связи с этим немецкий офицер выстрелом убил старика, а дом его лично сам поджог.
В середине декабря месяца 1941 года в д. Салыгино Калининского района немцы бросили живыми в огонь жителей этой деревни Лошкову Ксению 62 лет, Кузнецову Марию 80 лет и Кудрявцеву Ульяну 70 лет за то, что они препятствовали фашистам поджигать их собственные дома.
В этом же селе немцы расстреляли якобы за обрез телефонного провода 3 колхозников: Штыкова Николая из с. Кузьминское и двоих из д. Ошурково, фамилии которых не установлены.
В дер. Иванцево Калининского района в декабре публично был расстрелян колхозник Соболев Иван за то, что не дал санки немецкому солдату.
В дер. Калистово Калининского района 19 декабря 1941 г. немцы схватили 16-летнего сына политрука Красной Армии Колечкова и отвели его в соседнюю деревню в штаб немецкой армии для допроса. Поводом для ареста Колечкова послужило то, что он стал прятать форму и случайно оставленный револьвер своего отца. На другой день солдаты во главе с офицером привели подростка к его дому и на глазах у матери, которая умоляла немцев пощадить ее единственного сына, несколькими выстрелами убили его.
По приказу немецких властей все евреи, проживавшие в городе Калинине, обязаны были явиться в часть для регистрации. Пришедший в комендатуру в гестапо для регистрации Янкелевич Александр Яковлевич, 19 лет, еврей, был жестоко избит офицером только за то, что не снял головного убора при входе в комнату для регистрации.
Во время пребывания немцев в городе Калинине один немецкий солдат пытался изнасиловать 20-летнюю девушку Бурычнову Веру Андреевну. Присутствовавшая при этом мать девушки Бурычнова Прасковья Игнатьевна бросилась на помощь к дочери, пытаясь спасти ее от позорного насилия, но немец тремя выстрелами тут же убил старуху и труп стащил на помойную яму.
В дер. Даниловское, что в 12 км юго-западнее Калинина, два немецких солдата при обыске обнаружили в кармане у 12-летнего мальчика Гусева Арсения красноармейский ремень. Этим ремнем немецкий солдат избил мальчика до потери сознания, а затем застрелил его…
17–18 декабря, отступая из дер. Даниловское, немцы полностью сожгли ее, предварительно ограбив поголовно все население этой деревни, причем всех жителей деревни угнали к себе в тыл на 15–20 км, а затем отделили мужчин и погнали их дальше, а женщинам и детям предложили идти обратно.
Когда женщины и дети, собравшись в кучу, пошли по указанному им направлению, немцы открыли по ним огонь, в результате чего оказалось много убитых и раненых.
19 декабря немцы сожгли селение Салыгино Бурашевского с/совета Калининского района и бросили в огонь живыми трех старух.
В с. Иванцево Иванцевского с/совета Калининского района были расквартированы немецкие солдаты, которые выбросили из домов грудных детей на мороз на том основании, что они плакали.
16–17 декабря, отступая из окрестностей города Калинина, немцы согнали в одно место все население ряда деревень Некрасовского, Борисовского, Рязанского и Львовского с/советов Калининского района и направили в дер. Сельцово Емельяновского района, где отобрали трудоспособных мужчин и подростков, а остальных (около 2000 человек), в числе которых были женщины с грудными детьми и старики, погнали в пойму реки Тьмака. По дороге немцы всячески издевались над людьми, снимали с них головные уборы, валенки, одежду, стреляли в воздух, подгоняя отстающих. Затем немцы заставили людей идти через болото в направлении на деревню Савино-Федоровское. Так как эта деревня немцами была подожжена, люди с малыми и грудными детьми вынуждены были ночевать в лесу, причем женщины, чтобы погреть детей и не дать им замерзнуть, стали разводить костры. В связи с этим без всякого предупреждения немцы стали расстреливать людей из пулеметов. В результате оказалось много убитых и раненых детей, женщин и стариков.
В дер. Рубцово Моркино-Городищенского с/совета Калининского района немцы без всякого повода из местных жителей расстреляли 25 человек, в том числе несколько женщин и двух детей.
4 декабря в городе Калинине на Революционной улице стояла группа глухонемых, в числе которых находился комсомолец Андреев А.А. Увидя их, немецкий патруль подошел к ним и повел всех в комендатуру. На другой день глухонемой Андреев А.А. с группой коммунистов был расстрелян за Московской заставой.
В конце ноября месяца в квартиру гражданки Матвеевой К.М., проживающей на Пролетарке, в доме № 61, кв. 6, явился немецкий офицер, где в то время кроме Матвеевой находилась ее дочь Ольга, 17 лет. Офицер стал издеваться над ними и в присутствии матери изнасиловал дочь.
Деревня Бурашево Калининского района Калининской области, на территории которой расположена психиатрическая колония имени доктора Литвинова, была занята немцами, которые сначала всех больных психиатрической колонии согнали в одно помещение, запретили кормить их и отапливать помещение, а потом подвергли больных массовому отравлению путем впрыскивания инсулина, веронала, люминала, амитолнатрия и морфия. Всего таким образом было умерщвлено 737 человек. …
В 20-х числах ноября 1941 года с занятием немцами пос. Редкино Завидовского района ими был расстрелян боец пожарной команды Торфохимкомбината Милетин, принятый ими за командира Красной Армии.
В пос. Завидово немцы расстреляли Николая Корягина, 17 лет, и Евгения Суровцева, 16 лет, за то, что они у немцев взяли несколько пачек папирос. Перед тем, как расстрелять подростков, немцы жестоко избили их. У Николая Корягина был выбит глаз, изуродовано лицо и размозжен череп.
При отступлении из с. Козлово Завидовского района немцы сжигали все дома. Колхозник Тарасов, пытавшийся потушить пожар своего дома, был избит немцами и живым брошен в горящий дом.
Галина Николаева, одна из жительниц, рассказывала: «В конце декабря я пешком отправилась в освобожденный Калинин. Город стоял в руинах. Больше всего меня напугало зрелище немецкого кладбища на площади Революции. В неглубокие могилы были вертикально навалены трупы. Они заледенели и раскачивались от ветра, отвратительно скрипя».
Победа над оккупантами сыграла важную роль, не позволив немецким войскам окружить Москву. Несмотря на то, что Калинин сильно пострадал — было разрушено больше половины городских зданий и выведено из строя более 70 предприятий, — уже через несколько недель в нем заработали шесть пекарен, хлебозавод и гидроэлектростанция. К февралю 1942-го были запущены еще одна ГЭС и ТЭЦ, заработала почта, стали ходить трамваи, был восстановлен водопровод.
К окончанию войны в Калинине действовало 78 промышленных предприятий, в том числе восемь новых. На восстановленных заводах рабочие изготавливали снаряды и боеприпасы.