x

За уничтожение мирного населения на оккупированных территориях РСФСР в годы Великой Отечественной войны, безусловно, несут ответственность практически все немецкие полицейские и военные структуры. Но в этой статье мы расскажем про особый орган нацистской Германии – фельджандармерию (Feldgendarmerie). Именно она следила за соблюдением «нового порядка». Этих людей прозвали «цепными псами фюрера» за жестокость и висевший на шее металлический горжет с надписью «фельджандармерия», напоминающий ошейник.

Итак, фельджандармерия – это полевая жандармерия или военная полиция. Она на практике выполняла карательные функции и проводила истребительную политику. Во время войны полевая жандармерия работала в тесном сотрудничестве с гестапо и СС.

На оккупированной территории в обязанности фельджандармерии входило поддержание порядка за линией фронта. Функции варьировались от простого контроля за движением и численностью населения до казней партизан. Когда боевые подразделения выдвигались из региона, роль фельджандармерии формально прекращалась, поскольку контроль затем передавался оккупационным властям, но на практике подразделения фельджандармериии помогали СС совершать военные преступления на оккупированной территории.

Несмотря на то, что в первую очередь, жандармерия проводила следствие по делам германских военнослужащих, на оккупированной территории она включила в свою «работу» и следствие по делам местных граждан. Помимо этого, сотрудники фельджандармерии занимались выдачей пропусков на выезд из города, формированием и деятельностью гражданских административных органов, вели регистрацию населения, порядка передвижения, ведали открытием церквей, наблюдением за публичными домами. В их обязанности входили аресты «неблагонадежных» и «подозрительных» лиц.

Фельджандармы в Ростове-на-Дону
Фельджандармы в Ростове-на-Дону

О преступлениях жандармов в отношении мирного населения свидетельствуют архивные документы.

Например, в Севастополе фельджандармерия надзирала за принудительными работами: «работать приходилось в кошмарных условиях – без питания, воды – под бичеванием фельджандарма. Измученные, голодные, больные лямку тянули вместо 28 рабочих дней по полтора и два месяца» (из дневника священника Бориса Пекарчука, июль 1944 г.).

В Новоржеве и при селении Выбор (территория современной Псковской области) фельджандармерия имела два отделения, а также два карательных отряда в 90 и 70 человек соответственно. Они занимались массовыми расстрелами и издевательствами над мирными жителями. Так, согласно сведениям из «АКТА НОВОРЖЕВСКОЙ РАЙОННОЙ КОМИССИИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ЗЛОДЕЯНИЙ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ И ИХ СООБЩНИКОВ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОРЖЕВСКОГО РАЙОНА СО СВЕДЕНИЯМИ О ПРОВЕДЕНИИ КАРАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ И СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ОТ 2 АПРЕЛЯ 1945 Г.», в мае 1942 г. по приказу немецкого командования фельджандармерии Новоржевского района было согнано в тюрьму около 200 семей, в числе которых было много стариков и детей. В тюрьме их подвергали жестоким пыткам и издевательствам, а затем вывезли в район совхоза «Красный лебединец», где уничтожили.

В феврале 1944 года карателями и фельджандармерией были сожжены в одном доме в дер. Песчивицы Новоржевского района 7 советских граждан за то, что эти они отказались эвакуироваться в немецкий тыл. Сохранились некоторые фамилии погибших и их отдельные характеристики:

  • Тимофеев, до оккупации работал в артели инвалидов;
  • Иванов, до оккупации был конюхом артели инвалидов;
  • Качьянов житель города Новоржева;
  • Петр Столяров, житель дер. Песчивицы.
Фельджандармы на оккупированной территории, июль 1941 г. Надпись на плакате: «Опасно – партизаны от Велижа до Усвят. Одиночным транспортным средствам стоять! Держите оружие в готовности» (Фото из Федерального архива Германии)
Фельджандармы на оккупированной территории, июль 1941 г. Надпись на плакате: «Опасно – партизаны от Велижа до Усвят. Одиночным транспортным средствам стоять! Держите оружие в готовности» (Фото из Федерального архива Германии)

Анатолий Петрович Артемьев 1924 года рождения, проживающий в дер. Голубово Апросьевского сельсовета Бежаницкого района Великолукской области, рассказывал: «В начале января 1944 года в дер. Голубово Апросьевского сельсовета прибыл отряд немцев, которым был арестован и я, и мой товарищ Порошенков Иван Степанович, после ареста нас отвели в пос. Бежаницы и посадили в тюрьму при фельджандармерии. В камере нас находилось 10 человек. В течение двух суток нас не кормили и даже не давали воды. На второй день после ареста меня и других арестованных поочередно вызывали на допрос. Во время допроса я был избит резиновой палкой так, что с трудом дошел до камеры. Остальные мои товарищи также были избиты».

Из АКТА ЛОКНЯНСКОЙ РАЙОННОЙ КОМИССИИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ЗЛОДЕЯНИЙ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ И ИХ СООБЩНИКОВ О ДЕЙСТВИЯХ КАРАТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ И УНИЧТОЖЕНИИ МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЛОКНЯНСКОМ РАЙОНЕ, ПОС. ЛОКНЯ 15 ДЕКАБРЯ 1944 Г.: «В поселке Локня за зданием МТС и на поле колхоза им. Ворошилова немцами расстреляно и зарыто более 300 советских граждан и до 200 человек расстреляно и зарыто в д. Казино. Расстрелы в пос. Локня производил палач фельджандармерии немец по имени Ханс».

После войны, кроме Международного военного трибунала в Нюрнберге, прошло несколько судов на территории СССР. В том числе с 7 по 18 декабря 1947 г., проходили открытые судебные заседания военного трибунала Ленинградского военного округа над группой бывших германских военнослужащих, обвинявшихся в преступлениях, совершенных на территории Новгородской, Псковской, Ленинградской, Калининской областей и Латвии, на процессе в Новгороде.

Из 19 человек на скамье подсудимых было 4 фельджандарма. Среди подсудимых был, например, бывший комендант поселка Идрица М. Бройер, принимавший участие в допросах и истязаниях более 200 советских граждан во время службы в Острове. По приказу полковника К. Зассе после истязаний и пыток в этом городе были повешены четверо подпольщиков во главе с Клавой Назаровой, в 1945 г. удостоенной посмертно звания Героя Советского Союза.

Судебный процесс проходил после того, как 26 мая 1947 г. Президиум Верховного Совета СССР своим указом отменил смертную казнь, заменив ее 25-летним тюремным заключением. Именно к такому сроку были приговорены все 19 обвиняемых на процессе в Новгороде.