x

Мемориальный комплекс «Большой Дуб» – особое место для жителей Курской области. До войны здесь, утопая в зелени садов, стоял маленький поселок с богатырским названием Большой Дуб.

Трагедия в поселке Большой Дуб, изображение №1

Территория Курской области в современных административно-территориальных границах в годы Великой Отечественной войны полностью подверглась оккупации немецко-фашистскими войсками и их союзниками.

Оккупация Курской области осуществлялась в два этапа:

первый — в ходе битвы за Москву и осеннего наступления немецко-фашистских войск (октябрь–декабрь 1941);

второй — в период немецкой наступательной операции «Блау-1» (28 июня — начало июля 1942). В ходе первого этапа гитлеровцам удалось оккупировать большую часть территории области (включая областной центр), территория ряда районов была оккупирована не полностью.

Например, Железногорский район[1], на территории которого располагается мемориал Большой дуб, находился в оккупации с середины октября 1941 до второй половины февраля 1943 г.

УБИЛ–ОТЧИТАЛСЯ

Так как оккупированная территория Курской области входила в зону армейского тыла и непосредственный район боевых действий, то немецкая гражданская административная вертикаль здесь не действовала.

Оккупационный режим осуществляли немецкие войска и части союзников гитлеровской Германии: венгерские, румынские, финские, словацкие и итальянские воинские подразделения. Их нередко использовали в в контрпартизанских операциях.

Массовые репрессии оккупанты направили на жителей партизанских районов.

Обширные лесные массивы, пригодные для укрытия партизанских отрядов, располагались на территории Курской области. Именно на их территории оккупанты проводили карательные операции, сопровождавшиеся массовыми казнями и пытками местных жителей. Доходило до уничтожения целых населенных пунктов вместе с их обитателями. Истребляя местное население, командиры карательных отрядов выдавали казненных мирных жителей за партизан и отчитывались перед своим командованием о разгроме партизанских отрядов.

В то же время, уничтожая прилегающие к лесам села, они стремились лишить партизан источников снабжения и заставить местных жителей отказаться от поддержки партизан. Борьба с партизанами входила в обязанности целого ряда немецких военных, полицейских органов и спецслужб. Наряду с другими задачами, выявлением и уничтожением партизан и подпольщиков занимались полевые и местные комендатуры.

Для этого в распоряжении каждой комендатуры имелись своя агентурная сеть, помещение для арестованных и команда по охране. Борьба с партизанами также была важной задачей отделов 1С при штабах немецких войсковых соединений (от дивизии и выше), немецкой военной разведки – абвера, службы безопасности (СД), тайной военной полиции – ГФП, полевой жандармерии. Отделы 1С санкционировали расстрелы и другие меры наказания в отношении гражданского населения и военнослужащих, принимали участие в организации карательных отрядов для борьбы с партизанами. Тайная военная полиция (ГФП), как правило, организовывала и координировала карательные акции против партизан и гражданского населения.

КАРАТЕЛЬНЫЕ АКЦИИ

Первые массовые карательные акции немецких, венгерских войск и полицейских отрядов, состоящих из коллаборационистов, против мирного населения на оккупированной территории Курской области были проведены в феврале–марте 1942 г.

Так, в феврале – начале марта 1942 г. карательный отряд СС сжег 13 поселков в Дмитриевском районе и расстрелял 350 местных жителей, в том числе стариков и детей, заподозренных в связях с партизанами. Возле каждого уничтоженного поселка были размещены объявления: «Мстим за саботаж германскому командованию и связь с партизанами».

С октября 1941 по март 1943 гг. на территории Железногорского и соседних районов вели борьбу в тылу врага отряды 1-й Курской партизанской бригады. Народные мстители наносили оккупантам ощутимый урон: пускали под откос эшелоны, взрывали мосты, громили гарнизоны…

Осенью 1942 г. против партизан была направлена крупная карательная экспедиция. Под видом борьбы с партизанами немецко-фашистские захватчики стали уничтожать поселки, находящиеся рядом с лесными массивами.

15 октября 1942 г. нацисты нагрянули в поселок Большой Дуб…

Гитлеровцы согнали в одно место всех колхозников и стали требовать указать место, где находятся партизаны. Никто не предал. Тогда бандиты часть жителей расстреляли, остальных загнали в сарай и заживо сожгли. Жертвами этой дикой расправы стали 49 мужчин, женщин, стариков и детей. Лишь семерым удалось спастись.

9 мая 1975 г. был открыт мемориальный комплекс «Большой Дуб». На месте казни стариков, женщин и детей зажжен Вечный огонь, рядом с ним братские могилы и скульптурная композиция «Большой Дуб». На местах сожженных домов установлены обгоревшие срубы, в центре которых печные трубы с колоколами…

Трагедия в поселке Большой Дуб, изображение №2

На территории Курской области захватчики и их сообщники, по неполным данным, убили 18 099 мирных граждан. Убийства часто сопровождались уничтожением жилых домов и целых населенных пунктов. В области оккупантами было полностью сожжено 157 сел.

[1] был образован в послевоенный период, включает в себя территорию бывшего Михайловского района и западную часть территории бывшего Верхнелюбажского района, существовавших в годы войны.