x

Осенью 1939 года Институт криминалистической техники доложил Главному управлению имперской безопасности нацистской Германии, что для эффективной ликвидации людей по «Программе Т-4» нужно использовать угарный газ.

Этот метод апробировали в Польше. Сначала на пациентах психиатрических клиник. Сделали герметичную конструкцию в форме короба с отверстиями для шлангов, через которые подавали газ из баллонов. Затем таким образом убили полторы тысячи людей в концлагере в Зольдау. Еще сотни людей уничтожили угарным газом в медучреждениях Вартеланда.  Это было еще в 1940-м.

В 1941 году подобным способом – выхлопным газом автомобилей – были убиты пациенты Могилевской психиатрической больницы (Республика Беларусь).  

Из материалов Государственного архива Могилевской области:

«Осенью 1941 года по приказу офицера Могилевского гестапо капитана Припа в одной из комнат психбольницы нижнего этажа была обустроена «душегубка» путем присоединения к одному из окон газопроводных трубок от автомашины… В один из дней по приказу того же Припа в душегубке было отравлено выхлопными газами около 700 душевнобольных. Подача газа в комнату, в которую загонялось по 70-80 человек, осуществлялась по тем самым газопроводным трубкам от заведенного мотора машины…»

А затем появились Vergasungswagen («газваген») – газовые автомобили. Свидетели называли их «душегубки». Это были специально сконструированные грузовики, в герметический кузов которых поступал угарный газ от работающего двигателя автомобиля. «Газваген» и изображен на фотографии к статье.

Автомобиль «гезваген» («душегубка»)

В газвагене можно было убивать разом до 60 человек. Жертвы загонялись в кузов, и машина направлялась к месту заранее приготовленного захоронения, где ее уже ожидали могильщики. В пути пускался газ, и к моменту прибытия люди погибали мучительной смертью. Затем кузов тщательно мыли, после чего автомобиль был готов к новой партии.

По данным, представленным помощником главного обвинителя от СССР на Нюрнбергском процессе Л.Н. Смирновым, во время Великой Отечественной войны нацисты впервые использовали «душегубки» на территории Ставропольского края.  Это было в августе 1942 года. Нацисты убили в таких автомобилях 632 пациентов Ворошиловской (Ставропольской) психиатрической больницы.

Еще одна трагическая история произошла 25 ноября 1942 года в селе Труновка.  Туда согнали 48 евреев и втолкнули в кузов «душегубки». Трупы были сброшены в балку близ скалистой горы села Труновка.

А вот вопиющие случаи из протокола заседания военного трибунала Северо-Кавказского военного округа в открытом судебном заседании в городе Ставрополе по рассмотрению уголовного дела по обвинению А.А. Райха 15 марта 1961 г.:

«Я помню, что среди арестованных была одна русская девушка, которая жила с евреями на воспитании, так как у нее не было родственников. Ее вывели из машины, но она сказала, что я поеду вместе с этими людьми, у которых воспитывалась, и ее опять посадили в душегубку. Когда все люди более 100 человек были погружены в машину, закрыли дверь душегубки. Вся команда расселась по машинам, и мы выехали за село на гору Свистун. Душегубка стала задом к карьеру и люди, которые были до этого посажены в машину, 6–8 мужчин стали выгружать из душегубки умерщвленных газами в карьер. Трупы умерщвленных засыпали землей. А затем оставшиеся в живых 6–8 человек лиц еврейской национальности недалеко от места захоронения трупов положили в канаву лицом вниз и там их расстреляли. В этих людей я не стрелял, так как у меня не было тогда оружия. Стрелял в них Келлер или Арендес. Завалив этих людей землей, мы поехали в Спицевку. Сколько было удушено в душегубке людей я точно сказать не могу. Машина душегубка сделала тогда один рейс….

Находясь в гор. Смоленске в команде СД-7, я в сентябре месяце вместе с Зонтагом, Цветих, Шрафом и другими выезжали в район железнодорожной станции Колодня на расстрел более 20 советских граждан, которых к месту расстрела доставили в душегубке. Я с другими участниками ехал на грузовой автомашине. На место расстрела каждый из работников СД брал по одному человеку из душегубки, раздевал его наголо, затем брал за левую руку, подводил их к яме и выстрелом в затылок убивали их. Кто это были за люди и за что их расстреляли, я не знаю. По внешности — это были русские, а одна женщина еврейской национальности. В этой операции лично я из пистолета системы «Вальтер» убил 3–4 человек, но точно сказать сколько — я не помню».

Детей в Ейске тоже убили с помощью «душегубок». Речь идет о 214 детдомовцах.

НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ СССР РАЗЪЕЗЖАЛО 15 ГАЗВАГЕНОВ. ИСТОРИКИ СЧИТАЮТ, ЧТО В НИХ БЫЛО УБИТО 250 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК.

 Другим инструментом убийц был так называемый «серый автобус». Это автобус Mercedes-Benz O 3750, так называемый «Gekrat» («гекрат»).

Автобус «Гекрат»

Слово «гекрат» – это сокращение от названия транспортной компании общественного здравоохранения (Gemeinnützige Krankentransport GmbH).  На самом деле автобус – это машина «Программы Т-4».  На таком сером автобусе приезжали за больными, евреями и прочими «неблагонадежными» людьми и увозили их в специализированные медицинские учреждения, где они погибали в газовых камерах.

Лагеря смерти и места массового уничтожения населения находились по всей Германии и за её пределами. Тысячи людей на смерть перевозил «рейхсбан» – имперская железная дорога.

Логотип компании Deutsche Reichsbahn.

«”Рейхсбан” был всего лишь средством достижения цели», – заявил в 1976 году бывший чиновник немецкой железной дороги в частной беседе в своем кабинете. Однако историки согласны с тем, что европейские жители не могли быть уничтожены без участия «рейхсбана». Различные группы внесли свой вклад в процесс уничтожения: СС, Министерство иностранных дел, крупные промышленные предприятия и банки. «Рейхсбан» находился при этом не на грани событий, а в самой сути происходящего. Каждый год эта железнодорожная компания перевозила миллионы человек на восток, где они были убиты вдали от зрителей.